МЫ  ПОМНИМ – МИР ПОМНИТ!  WE REMEMBER – THE WORLD REMEMBERS! UNSER GEDENKEN – WELTWEITES GEDENKEN!

 

«Здесь русский человек стоял, советский человек»…

Особый рубеж Огненной дуги

Обычно, когда речь заходит о Курской битве, в массовом сознании она в первую очередь ассоциируется с  танковым сражением под Прохоровкой 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги.  В то же время важнейшими в оперативно-стратегическом плане, но гораздо менее известными остаются сражения на ее северном фасе. 
Особое место в хронике  тех событий занимает  оборона станции Поныри 5-11 июля 1943 года. С драматическими эпизодами тяжелейших боев на этом рубежи нам удалось ознакомиться в ходе поездки, посвященной 75-летию победы на Курской дуге. Эта акция проходила в рамках международной историко-мемориальной  программы «Память без границ», инициатором и разработчиком которой выступил фонд «Мир ради жизни». Возглавляет  его полковник  запаса Александр Новиков.
Пребывание в Поныревском районе Курской области, посещение памятных мест, музеев, встречи с людьми настолько запали мне в душу, что побудили более глубоко исследовать хронику малоизвестных широкой аудитории событий июля сорок третьего. Результаты наложились и на личные впечатления, полученные в ходе поездки, которую тщательно спланировал и организовал Александр Анатольевич.

Район станции Поныри, в мирное время известный своими замечательными яблоками,   обрел важное значение еще в начале Великой Отечественной. Ведь  станция прикрывала железную дорогу Орел-Курск и обеспечивала военные перевозки в интересах Красной Армии. Командующий Центральным фронтом генерал армии К.К. Рокоссовский пришел к выводу,  что именно здесь немцы  в ходе стратегической операции «Цитадель» начнут наступление через Тепловские высоты. (Станция  Поныри была сооружена во время строительства железной дороги Москва-Курск-Харьков в 1868 году). Она и небольшой одноименный  поселок,  административный  центр Поныровского района,  расположены в  76 километрах к северу от Курска. Это кратчайший путь  до областного центра. И для германского,  и для советского командования  значение Понырей было очевидным. С взятием этого рубежа открывался бы прямой путь на Курск вдоль железной дороги. Поэтому целью  немецких войск, действовавших на северном крыле Курского выступа, был прорыв через вторую полосу обороны Центрального фронта у Понырей и  Ольховатки – в 20 километрах к юго-западу.
Войска Центрального фронта под командованием  Рокоссовского и местные жители  подготовили здесь мощные оборонительные укрепления. Противотанковые рубежи  включали в себя минные поля,  рвы и многие другие компоненты.  В общей сложности было отрыто более пяти тысяч километров траншей и ходов сообщения – расстояние от Москвы до Иркутска. Здесь  был развернут четвертый артиллерийский корпус резерва верховного главного командования, имевший в своем составе 700 орудий и минометов.
В июле сорок третьего поныревский рубеж, как и предвидел Рокоссовский,  оказался  на острие удара немецкой группы армий «Центр» на северном фасе Курской дуги. Поселок Поныри первым принял удар немецкой армии, пытавшейся окружить войска Центрального и Воронежского фронтов. Это стало началом Курской битвы. В документах  советского Генерального штаба говорится: «Самое ожесто­ченное сражение 7 июля произошло за По­ныри, которые обороняла 307-я стрелковая дивизия, имея сильный узел обороны». В тот день части 292-й немецкой пехотной дивизии взяли железнодорожную насыпь и заверши­лись на северных окраинах Понырей. Одновременно пикирующие  бомбардировщики и штурмовики люфтваффе исполняли здесь небесную «пляску смерти» – под пронзи­тельный вой сирен с целью психологического устрашения. Эту картину отражают эмоциональные поэтические строки:
"Всю ночь бомбили Поныри,
Дорогу,  станцию и мост.
Ракеты, вспышки, фонари
Затмили свет июльских звезд"
Но  несмотря на полученные днем ранее подкрепления, немцы продвинулись ненамного, столкнувшись с решительным и стойким сопротивлением.
Оборонительные бои в Поныровском районе длились с 5 по 11 июля. Вот как писал о боях за Поныри автор одноименной поэмы,  корреспондент газеты «Красная Армия» Е.А. Долматовский: «Бой шел уже на станции. За два года войны я повидал многое, но напряжённость того боя превосходила всё виденное. Со всех сторон была окружена железнодорожная школа, в которой оставалась горстка красноармейцев под командованием старшего лейтенанта Ивана Рябова. Пристанционный посёлок несколько раз переходил из рук в руки. Кирпичное здание школы стало центральным пунктом сражения. Штаб 307-й дивизии был связан с защитниками школы единственным проводом телефона. Трудно понять, как сохранилась эта нить – по ней не раз уже прошли новейшие танки «Тигр», вся земля была переворочена разрывами мин и снарядов. В самый критический момент, когда уже казалось, что школу и её редеющий гарнизон уже ничто не спасёт, в трубке полевого телефона едва расслышали голос старшего лейтенанта: «Держимся! Ждём залпа «катюш». Огонь на меня!». Надо полагать, что это был первый случай вызова на себя огня «катюш». Школа держалась более двух суток. Она была, как заколдованная. Когда враг был отброшен от станции, на подступах к школе стояли шестнадцать подбитых танков врага».
Уже 12 июля советские войска смогли перейти в контрнаступление. За семь дней враг понес огромные потери и застрял в зоне обороны нашей армии, продвинувшись вперед всего на 10 км. Не думая больше о наступлении на Курск, гитлеровское командование надеялось задержаться на данных рубежах, однако и это ему не удалось. В течение нескольких дней войска Центрального фронта оттеснили врага на позиции, которые те занимали до начала военной операции. Поныровский район был освобожден.
Оборона Курского выступа строилась прежде всего как противотанковая. Поэтому наряду с артиллерией большое значение придавалось  минно-взрывным заграждениям. Артиллеристы, минометчики и пехотинцы встречали наступавших немцев сильным огнем. Вступали в смертельные поединки с «тиграми» и «фердинандами» и подвижные отряды заграждений саперов. Они быстро и внезапно появлялись на направлениях атак противника и устанавливали мины на боевых курсах вражеских танков. Минеры за три дня боев подорвали 143  танка и самоходных орудия противника, зачастую жертвуя при этом собственной жизнью. Что касается  наших танкистов, то они уже знали, что стрельба с больших расстояний по «Тигру» с его 100-мм лобовой броней бесполезна. Поэтому советским танковым частям было приказано закопать­ся в землю по башню и «вести только пози­ционный (на месте) бой против пехоты и средних танков». Беспрерывно действовала при этом фронтовая авиация.
О тех героических днях рассказывают экспонаты историко-мемориального музея Курской битвы в Понырях. Впервые  мысль о его  создании  была высказана  в 1963 году, на праздновании 20-летия победы в боях  в районе Понырей. Тогда здесь  собрались участники тех жесточайших боев и множество местных жителей. Ветераны обратились к ним с просьбой о том, чтобы подвиги их однополчан были увековечены. Этот призыв услышали учителя и ученики Поныровской средней школы. Менее чем через год музей был открыт. Педагогам и школьникам удалось собрать множество экспонатов. В дальнейшем закипела поисковая работа, завязалась переписка со многими участниками сражений на северном фасе Курской дуги, родственниками погибших солдат и офицеров.
Сегодня музей в Понырях, который посетили и мы, участники международной историко-мемориальной программы «Память без границ», – это целый комплекс с диорамой и обширной экспозицией. В числе экспонатов – немецкая карта Курской области военной поры. Но в основе экспозиции – свидетельства  мужества и героизма советских воинов на поныровской земле как особом рубеже Курской битвы. Один из героев  – командир отделения роты противотанковых ружей сержант Григорий Кагамлык.  Еще до начала Курской битвы в одном из боев немецкий батальон при поддержке танков и самоходных орудий прорвался к Понырям. Кагамлык со своим подразделением выдвинулся вперед, чтобы остановить врага и продержаться до подхода основных сил. Подбил в бою два танка и САУ, но сам получил три ранения. На комсомольском билете он написал кровью: «Умру, но не сделаю ни шагу назад». Последнее ранение стало смертельным. Сержанту Григорию Кагамлыку было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно…
Наиболее кровопролитные сражения развернулись на высотах у деревни Самодуровка и села Теплое, которые получили название Тепловских. 8 июля в ходе оборонительных боев там отличилась батарея капитана Игишева. Его артиллеристы подбили 17 немецких танков. А когда в батареи остались лишь только трое  и единственное орудие, бойцы подбили еще два немецких танка. Вот уничтожено и последнее орудие.  Капитан Григорий Игишев поднял артиллеристов и автоматчиков в рукопашную против немецкой пехоты. Он в этом бою погиб. Был удостоен звания Героя Советского Союза. Деревню Самодуровка после войны переименовали в Игишево.
В боях за станцию и поселок Поныри погибли десятки тысяч советских солдат и офицеров. Сегодня здесь 28 братских захоронений, множество крупных памятников и скромных обелисков. Люди приезжают сюда, чтобы посетить братские могилы героев-десантников, музей Курской битвы и мемориальный комплекс на северном фасе Курской дуги, памятники героям-артиллеристам на Тепловских высотах и героям-саперам,  Эти два памятники были возведены еще в конце 1943 года по личному приказу К.К. Рокоссовского. Уже тогда он посчитал необходимым увековечить память солдат и офицеров, отличившимся в боях на северном фасе Курской дуги – в  Понырях и его окрестностях. Не зря этот рубеж тогда назвали «Сталинградом Курской битвы».
Сильное впечатление на нас, участников поездки, произвело посещение  вокзала станции Поныри. Здесь действует, пожалуй, единственный в своем роде музей. Он отражает хронику обороны станции  в ходе Курской битвы. Многие экспонаты посвящены командующему Центральным фронтом К.К. Рокоссовскому. Очень выразительны его бронзовый барельеф и большие, высотой в несколько метров, портреты в форме Маршала Победы, с многочисленными орденами и  медалями.
Так что истории станции и вокзала – неотъемлемая часть истории Понырей и тяжелейших боев на северном фасе Курской дуги. Само же вокзальное здание в его нынешнем виде было построено в конце 1940-х — начале 1950-х. Оно сделано из камня,  двухэтажное, а центральная часть – трёхэтажная.  Старожилы рассказывают: в победном сорок пятом на станции останавливался правительственный поезд, в котором следовал И.В.Сталин. Очевидно, на кратковременный отдых на юг, в Сочи.  Увидев из окна вагона полуразрушенный вокзал, Верховный Главнокомандующий  лично дал указание ускорить  восстановление здания.
И в заключение – четверостишие из поэмы «Поныри» поэта-фронтовика  Евгения Долматовского на памятнике героям-саперам:
Здесь не было ни гор, ни скал,
Здесь не было ни рвов, ни рек,
Здесь русский человек стоял,
Советский человек.
Эти слова обращены к нам, ныне живущим, из далекого сорок третьего. Разве могли они оставить равнодушными нас, участников акции по программе «Память без границ»?!
Владимир Рощупкин,
заслуженный работник культуры РФ