МЫ  ПОМНИМ – МИР ПОМНИТ!  WE REMEMBER – THE WORLD REMEMBERS! UNSER GEDENKEN – WELTWEITES GEDENKEN!

 

МИР РАДИ ЖИЗНИ

ФРОНТОВАЯ ПЕЧАТЬ...

С первых дней Великой Отечественной войны она имела громадное значение для морального духа бойцов в боях с врагом.
Спустя десятилетия мы с особым трепетом относимся к реликвиям того сурового времени, когда наша страна в тяжелейших условиях одержала Великую Победу. Одним из наиболее информативных, но при этом малоизученных источников по истории Великой Отечественной, являются военные газеты…
Проект «Газета с фронта» – это не только поиск самих источников, но и конкретная связь поколений, когда воссоздаются биографии фронтовиков через копии газет.
Этому проекту уже несколько лет.
Инициатор проекта, его вдохновитель – учитель истории московской школы №293 им. А. Твардовского А.Б. Драхлер. Он смог не просто погрузить своих учеников и единомышленников в архивные исследования, но и создать атмосферу творческих исканий и инициатив. Школьники по разным документам уточняют боевой путь и судьбы бойцов и командиров, ставших героями публикаций военных лет. Иногда удается найти родственников и передать спустя годы «весточку» с фронта. Сегодня проект из московского стал фактически федеральным, охватив в рамках Президентского гранта 10 регионов страны.
Вместе с фондом «МИР РАДИ ЖИЗНИ», благодаря поддержке Президентского гранта проделана значительная работа по реализации уникального и по замыслу, и по содержанию проекта. И надеюсь, что он будет продолжен в дальнейшем. Мы расскажем о реализации проекта «Газета с фронта» с февраля по июль 2022 г. в рамках Президентского гранта.

А. Новиков,
кандидат философских наук, доцент, академик Международной академии менеджмента, Президент фонда «МИР РАДИ ЖИЗНИ»

газета с фронта

Краткие итоги реализации проекта

  1. В ходе 6 обучающих он-лайн мероприятий по тематике военного поиска более 100 волонтеров- старшеклассников получили от специалистов необходимые рекомендации по методам работы, возможностям розыска родных бойцов и командиров, материалы о которых были обнаружены во фронтовых газетах. Волонтеры научились работать с базами данных "Память народа", "Подвиг народа". и составлять «дорожную» карту своего исследования.
  2. Исследовательская работа проводилась по 110 судьбам героев Великой Отечественной войны. Создано 83 биографических статьи. С ними можно познакомиться по ссылке https://disk.yandex. ru/d/3-tyUSOrI2C24A
  3. Всего проведено 36 передач газет (29 родственникам, 2 - по месту работы, 2 - в школы, которые носят имя Героя, 3 - в музеи), в т.ч. 17 - в ходе публичных мероприятий. Информация о вручениях собрана на https://disk.yandex.ru/d/3b20f5WhVPiKww
  4. С учетом электронных СМИ о проекте можно прочитать в 38 публикациях. Все публикации собраны на диске https://disk.yandex.ru/d/ C_A6GFlL3-1iXg
  5. Проведено несколько публичных мероприятий, обобщающих опыт работы по данному проекту
    А) 16 марта - Круглый стол в Московском доме национальностей
    Б) 9 апреля мастер-класс в Московском городском педагогическом университете в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика».
    В) 1 июня - Круглый стол в Московском доме национальностей
    Г) 29 июня - Круглый стол в Московском доме национальностей.
    Д) 27 июля - Официальное открытие фотовыставки в Российском союзе ветеранов.
    Как правило, мероприятия сочетали в себе офлайн и онлайн форматы: к мероприятиям подключались коллеги из регионов. Систематизировался и обобщался опыт работы по проекту, намечались планы по его развитию; обсуждались кейсы из опыта работы и исследования учащихся.
  6. Создан каталог (142 наименования) оцифрованных фронтовых газет, доступных в сети Интернет. См. https://disk.yandex.ru/d/4aAQRtUmrmP5eQ
  7. Создано методическое пособие, описывающее опыт работы по данному проекту. Пособие содержит большое число примеров и рекомендаций. Пособие направлено в поисковые отряды, работающие со школьниками, сайт Движения "Бессмертный полк", РНБ ГПИБ, сообщества потомков, разослано в школьные музеи, юнармейские организации и отделения РДШ для использования в работе. Его можно скачать по ссылке https://disk.yandex.ru/i/nrRh9NiSu_1HFg

Цели проекта полностью достигнуты. К важнейшим социальным эффектам можно отнести, во-первых, то, что школьники (его участники) выступают активными исследователями истории Великой Отечественной войны, не на словах, а на деле сохраняя память о ее рядовых (и не только рядовых) участниках. А передача газет становилась реальным воплощением лозунга «Никто не забыт и ничто не забыто». Во-вторых, взаимодействие волонтеров-исследователей из 10 регионов в рамках одного проекта. А это были школьники из образовательных организаций разного типа: малокомплектные сельские школы, гимназии, лицей, педагогический колледж, с разной «генетической памятью» отношения к войне: школы на земле, где все пропитано кровью Великой Отечественной (Белгородская и Новгородская области) и «тыловых» регионов (Красноярский край, Екатеринбург). Межрегиональные контакты, полученные в ходе проекта, когда школьники из одного региона страны восстанавливали судьбы Героев из другого региона. Очень хорошо про это сказано в ролике ВГРТК Хабаровск https://disk.yandex.ru/i/xgwSA9ZJSWRM9g (Приреченск (Красноярский край) - Хабаровск, Молвотицы (Новгородская область) – Эльхотово (Северная Осетия), Владивосток – Вольск (Саратовская область), Москва – Уфа и т.д.)
Проводимая работа была важна и для местного сообщества. Например, публикацию в ВК о передаче газет родственникам П.А.Быковского из п.Медвежьи Озера (Московская область) – Павел Афанасьевич долгие годы работал там председателем сельсовета – прочитали более 2800 пользователей https://vk.com/id3377720?w=wall3377720_254, а в ряде муниципалитетов в мероприятиях по передаче газет участвовали Главы Администраций, https:// disk.yandex.ru/d/PMbT8ozfYdP4Ug,
https://disk.yandex.ru/d/T5-nkmghMIUYHQ
Создание методического пособия, описывающего опыт работы по данному проекту. Здесь важным представляется не только систематизация имеющегося опыта, но и примеры итоговых работ школьников. Пособие также вызвало значительный интерес.

Президенсткий грант