МЫ ПОМНИМ – МИР ПОМНИТ! We remember – the world remembers! UNSER GEDENKEN — WELTWEITES GEDENKEN!

 

 

ИТОГОВЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ
VIII Съезда некоммерческих организаций России

Делегаты VIIIСъезда некоммерческих организаций России поддержат В.В. Путина на предстоящих президентских выборах

12-14 декабря 2017 года в Москве прошел VIII Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие 1 435 делегатов из 83 субъектов РФ, а также зарубежные официальные делегации и гости из Германии, Азербайджана, Италии, Казахстана, Кубы, Туркменистана, Испании, Дании, Латвии, Молдавии, Белоруссии и других стран.
Организатором Съезда выступил Общенациональный союз некоммерческих организаций. Съезд прошел при участии депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей руководства федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, социально ответственного бизнеса, наиболее авторитетных некоммерческих организаций, известных государственных и общественных деятелей. Генеральным партнером Съезда выступил Благотворительный фонд «Радуга жизни» (руководитель Ю.Н. Саркисова), стратегическим партнером – Фонд В.Ю. Алекперова «Наше будущее» (руководитель – Н.И. Зверева), главным организационным партнером – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» (руководитель – А.А. Айгистов).
К делегатам и организаторам Съезда с приветствиями обратились председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по социальной политике Валерий РЯЗАНСКИЙ, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей ГАВРИЛОВ, председатель Комитета Государственной думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид ЛЕВИН, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по охране здоровья Федот ТУМУСОВ, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по энергетике Игорь АНАНСКИХ и др.
Государственные деятели в своих обращениях к делегатам единодушно подчеркнули, что ежегодный Съезд российских НКО – это важное, проверенное временем, авторитетное мероприятие не только для представителей некоммерческого сектора, но и для органов власти и бизнес-сообщества, по итогам которого, как и в прошлые годы, будет сделан всесторонний анализ проблем в сфере правового регулирования деятельности НКО, выявлены основные тенденции развития и предложены рекомендации по совершенствованию мер поддержки некоммерческого сектора в России.
В рамках двух пленарных сессий, расширенного заседания Президиума Общенационального союза некоммерческих организаций и Всероссийской конференции ГОСГРАНТ 2017 обсуждались вопросы выполнения указов и поручений Президента РФ, федеральных законов и нормативно-правовых актов в части развития некоммерческого сектора в России, а также вопросы совершенствования системы государственной поддержки НКО. Представители общественности констатировали, что последовательная и системная политика Президента РФ В.В. Путина в отношении третьего сектора позволила определить особую роль НКО как поставщика социальных услуг населению.
Также представители НКО обратили внимание, что, несмотря на кризисный период и повсеместное сокращение бюджета, Президентом РФ В.В. Путиным был увеличен размер государственной поддержки некоммерческих организаций.
Делегаты Съезда с большим воодушевлением отнеслись к предложению президента Общенационального союза некоммерческих организаций Александра АЙГИСТОВА поддержать кандидатуру В.В. Путина на президентских выборах 2018 года.
«Мы искренне ценим заботу действующего президента о некоммерческом секторе страны, о простом человеке. Это и увеличивающаяся помощь семьям, и качественные улучшения в сфере образования, и решение сложнейших проблем здравоохранения, и многое, многое другое, что имеет непосредственное отношение к тому, чем занимается каждая НКО», – отметил Александр АЙГИСТОВ.
Опираясь на предложение учредителей Общенационального союза некоммерческих организаций, Съезд НКО России принял решение поддержать кандидатуру В.В. Путина на должность президента РФ в избирательной кампании 2018 года.
В решении Съезда предусмотрено непосредственное участие каждого делегата, всех представителей НКО, кто поддерживает позицию Съезда, в первую очередь организаций-членов Общенационального союза некоммерческих организаций, в избирательной кампании 2018 года, что, бесспорно, по мнению руководителя Союза НКО, станет серьезной поддержкой действующего Президента РФ.
Предложения делегатов Съезда, связанные с развитием некоммерческого сектора, озвученные на мероприятии, стали своеобразным напутствием будущему Президенту РФ.
В частности, представители НКО инициировали создание Стратегии развития некоммерческого сектора в Российской Федерации. Несмотря на то, что в отдельных регионах страны органами государственной власти утверждены программы государственной поддержки некоммерческих организаций, но они, как правило, являются локальными и имеют ограниченный срок действия. Во многих субъектах РФ они вообще отсутствуют. Стратегия же будет единым документом на уровне страны, обобщающим основные направления развития некоммерческого сектора в России и предполагающим собственную дорожную карту.
Делегаты Съезда определили, что в преддверии не только нового календарного, но и бюджетного года, сопряженность деятельности НКО с государственным управлением остается одной из ключевых тем, различные аспекты которой необходимо обсудить во время съезда.
Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ напомнил делегатам недавние слова Президента России В.В. Путина, который пообещал «продолжить создавать благоприятную среду для развития некоммерческого сектора» и призвал губернаторов опираться сегодня именно на гражданские организации и «мягкую силу» общественного контроля.
Общественный деятель подчеркнул, что в эпоху кризисов и перемен, когда мы оказываемся в сложной международной обстановке, вынуждающей нас спешно навёрстывать технологическое отставание и отчаянно бороться с понижением уровня жизни и бедностью, именно третий сектор беспрецедентно дополняет институты власти и бизнеса, и именно НКО могут стать сильнейшим мотиватором для эволюционных изменений в мышлении людей, принимающих ответственные для государства решения.
Это, безусловно, уже проявляется в особо внимательном отношении власти к возможностям НКО в социальной сфере. Уже сейчас, российские НКО, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, предстают наиболее значимыми как раз в социальной сфере и в политике.
«Именно мы – представители некоммерческого сектора – в период молчания элит, аккумулируем народную мудрость, интеллект, инновации. Именно мы должны представить нашему обществу высокий и качественный уровень в оказании социальных услуг, проведении социально важных мероприятий, поставке социальных товаров, решении поставленных государством задач в различных сферах», – заявил Александр АЙГИСТОВ.
По мнению президента Союза НКО в некоммерческом секторе должны произойти определенные структурные изменения, касающиеся не только установления   прочных горизонтальных и вертикальных связей внутри самих НКО и их объединение по географическому принципу, по сферам деятельности, по типам благополучателей, по позиции и др. Чтобы укрепить свои позиции, некоммерческие организации должны активно создавать саморегулируемые институты по защите своих интересов для создания условий, способствующих преодолению различных барьеров.
Таким институтом развития и профессиональным союзом одновременно стал Общенациональный союз некоммерческих организаций, созданный два года назад. Учредители Союза – 192 НКО из 70 субъектов России. На сегодняшний день Союз имеет свои региональные представительства и полномочных представителей в более, чем половине субъектов РФ и 19 миссий за рубежом.
Создание Общенационального союза некоммерческих организаций, консолидацию некоммерческого сектора приветствовала заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и регламенту, член Центрального штаба ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Государственной думе ФС РФ Наталья КОСТЕНКО, которая также заявила о необходимости дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки некоммерческого сектора.
Депутат сообщила, что уже внесены изменения в действующее законодательство в части предоставления мер финансовой и имущественной поддержки субъектом РФ, муниципальным образованием сроком, не менее, чем на два года, информационной поддержки и поддержки в области дополнительного профессионального образования работников социально ориентированных НКО. Кроме того, при подготовке Федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год учтена позиция депутатов о сохранении финансирования некоммерческого сектора.
Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ ответил депутату, что для успешной деятельности некоммерческого сектора в России, по его мнению, уже существует достаточно логичная нормативно-правовая база. Безусловно, она нуждается в постоянном совершенствовании. Однако добиться выполнения законов, постановлений Правительства РФ, указов и поручений Президента РФ и отдельных региональных актов не всегда представляется возможным. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования государственных и независимых экспертных структур.
Именно поэтому делегаты Съезда – представители российских НКО потребовали обеспечить тотальный контроль выполнения всех нормативно-правовых актов в сфере их деятельности. Это, в первую очередь, федеральные законы 7-ФЗ, 40-ФЗ, 442-ФЗ, 212-ФЗ, постановления Правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», другие законы и подзаконные акты.
На Съезде, в частности, были приведены цифры, а также сделан сравнительный анализ, характеризующий некоммерческий сектор РФ. По данным Росстата, на начало 2017 года в России было зарегистрировано 143,5 тысячи социально ориентированных НКО против 140 тысяч годом ранее, численность работников в них – 708 тысяч человек, против почти 1 миллиона человек в позапрошлом году, это сокращение на 30 процентов, то есть организаций стало больше, а количество работников очень сильно сократилось.
Больше всего организаций – 35,5 тысяч заняты в сфере социальной поддержки и защиты граждан; почти 30 тысяч – ведут деятельность в области физической культуры и спорта; примерно 28,5 работают в сфере образования, просвещения, науки; чуть больше 26 тысяч заняты благотворительностью; примерно 19 тысяч трудятся в области содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; 15,5 тысяч ведут деятельность в области культуры и искусства…
7,5 тысяч НКО сейчас имеют помещения в собственности, против 8,5 тысяч НКО в прошлом году. Т.е. на 12 %, а в числовом выражении более, чем на 1000 организаций сократились помещения, передаваемые СО НКО в собственность. По Москве, например, сейчас практически ликвидируются помещения, ранее занимаемые СО НКО, работающими с населением по месту жительства на условиях выполнения муниципального заказа.
10,5 тысяч НКО используют нежилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на безвозмездной основе, это против 19 тысяч в прошлом году. То есть площади, предоставляемые СО НКО, из года в год сокращаются. Здесь показатель пугающий – почти в два раза!
Свыше 12 тысяч СО НКО в прошлом году занимали помещения, находящиеся в частной или государственной собственности на условиях аренды по коммерческим ставкам. Теперь эта цифра увеличилась до 17 тысяч.
Делегаты Съезда потребовали согласно Постановлению Правительства РФ №1478 пятилетней давности наконец начать вести открытые реестры помещений (имущества), предоставленного НКО в безвозмездное (льготное) пользование. При этом отмечено, что в открытом доступе должны находиться все реестры занятых помещений, помещений, выставляемых на конкурс, а также реестр перспективных помещений.
Отсутствие помещений создаёт значительные трудности организациям в осуществлении собственной деятельности и весьма негативно влияет на качество оказываемых услуг. В доказательство важности поставленного вопроса делегаты привели печальную статистику о том, что более 73 тысяч СО НКО вообще не имеют площадей (примерно половина всех социально ориентированных организаций). Эта цифра только увеличилась по сравнению с прошлым годом.
В этом делегатов Съезда искренне поддержал член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам Ильдар БИКБАЕВ, организовавший в рамках большого полиформатного съездовского мероприятия «Депутатский час».
Депутат сообщил, что обращения руководителей НКО в основном касались именно имущественной поддержки в части помещений для ведения деятельности, а также пообещал оказать содействие в донесении этой проблематики, конкретных просьб до профильных комитетов Государственной Думы ФС РФ и федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за противодействие коррупции. Все обращения народный избранник или, как его назвали делегаты Съезда – «наш представитель от НКО» взял в свой личный «портфель» для исполнения.
Ильдар БИКБАЕВ уверен, что Съезд некоммерческих организаций России является важнейшей неформальной коммуникационной площадкой по взаимодействию граждан – общественников с органами государственной власти и органами местного самоуправления для выявления учета потребностей и интересов людей, защиты их прав в целях реализации государственной политики в области гражданского общества. Депутат также признался, что в период своего участия в предыдущих съездах в качестве обычного делегата и представителя НКО, он сам всегда стремился к общению с депутатами Государственной Думы, чтобы заинтересовать их собственными проектами и идеями законодательной поддержки общественников. «Основная моя рекомендация коллегам и участникам Съезда – это выстроить свою работу так, чтоб в ней нуждались люди, а в ваших проектах должно нуждаться общество и власть!»
Некоммерческий сектор также инициировал необходимость технологического прорыва во взаимодействии НКО и контролирующих органов. По мнению делегатов Съезда, необходимо существенно упростить и автоматизировать взаимодействие НКО и Федеральной налоговой службы, организовав специальный личный кабинет на сайте nalog.ru для каждой организации, позволяющий в автоматическом режиме заполнять упрощенные налоговые формы. Некоммерческим организациям это позволит существенно оптимизировать расходы на ведение бухгалтерского учета, а контрольным органам – получать отчетность в режиме реального времени и, благодаря прозрачности, принимать ситуационные решения относительно предоставляемых льгот для отдельных категорий НКО.
Также делегаты отметили необходимость быстрейшего создания аналогичной электронной системы отчетности для НКО и в Министерстве юстиции РФ.
Что касается грантовой поддержки НКО – делегаты Съезда искренне поблагодарили Администрацию Президента РФ и лично С.В. Кириенко, отметив положительную динамику: появился единый грантооператор Президентских грантов, пакеты заявительных документов упрощены, предусмотрен электронный способ подачи заявки, налажена обратная связь.
Однако, и здесь, по мнению делегатов, предстоит серьезная работа.
Во-первых, требуется разделить проекты не только по направлениям (например, волонтерство, защита семейных ценностей, помощь пожилым и пр.), а прежде всего классифицировать их по тем параметрам, по которым их вообще можно сравнивать. Т.е. выработать критерии эффективности именно для подобных, похожих проектов и только потом по ним формально оценивать. Только в этом случае будет возможно обеспечить хоть какую-то объективность при распределении грантов.
А во-вторых, эту объективность, по мнению делегатов Съезда, могут обеспечить новейшие нейронные технологии, искусственный интеллект, а по сути, роботы, которые сравнят все параметры, которые может заложить и Счетная палата тоже, изучат и проанализируют все данные, обобщат весь предыдущий опыт и выдадут самый объективный результат, дав полное объяснение этому. Причем все это можно будет наблюдать в прямом эфире на сайте всем заявителям.
Только после нейронного анализа результаты уже можно показать экспертам, которые обсудив их публично, смогут вынести окончательный вердикт.
В-третьих, делегаты Съезда уверены, что результаты любой экспертизы сегодня нужно реализовывать по технологии блокчейн, так, чтобы все данные были не только в базе грантооператора, но и в нескольких других независимых базах. Тогда, по мнению делегатов Съезда, точно никто не скажет, что комиссия что-то подкручивает, изменяет или по-своему интерпретирует. Главное, это всегда можно проверить, потому что блокчейн-система предполагает немедленное распределение не только в основную, но и в независимые программы.
Делегатов Съезда в этой связи поддержал председатель Комитета Государственной думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид ЛЕВИН, подчеркнувший в своем приветствии, что в эпоху цифровой экономики внедрение информационных технологий в деятельность некоммерческих организаций является одним из приоритетных направлений в работе НКО многих государств. «Очевидно, что информационные технологии должны быть связующим звеном при взаимодействии некоммерческих организаций, государства и общества. Их задача – обеспечить открытость НКО и предоставить новые возможности для работы граждан. В перспективе, распространение информации о деятельности некоммерческих организаций в электронном виде должно привести к усилению гражданского общества, открытому участию граждан в различных социальных проектах», – отметил депутат.
Что касается системы государственной поддержки – по мнению представителей некоммерческого сектора необходима новая региональная сервисная модель предоставления поддержки некоммерческим организациям.
Поддержка, в первую очередь, должна быть адресной. Органы власти не должны подходить по одному и тому же шаблону к совершенно разным организациям по масштабу, специфике деятельности и, соответственно, потребностям.
В настоящее время некоммерческим организациям предоставляются гранты, субсидии, имущественный, информационный, образовательный и административный виды помощи. Но, зачастую, на разных этапах деятельности организации нужны совершенно разные виды поддержки.
Если НКО только открылась – ей нужно наладить хозяйственную деятельность, обеспечить себя помещением, подобрать кадры, найти стартовый капитал. Если организация имеет свою продуктовую линейку и уже выпускает социальную продукцию – для нее главное – содействие со сбытом, налаживание контактов с «сетевиками». Если это крупный фонд со своей пресс-службой, значительными результатами деятельности – ему требуется содействие в присутствии в прессе.
Сервисная модель, по мнению делегатов Съезда, предусматривает работу с конкретными задачами и проблемами НКО, а не просто предоставление ей той или иной поддержки, оговоренной в законе и постановлениях, не одноразовую поддержку ее проекта.
Поддержка в рамках сервисной модели должна предоставляться по нескольким категориям. И это – не только гранты и помещения. Это – поддержка в выстраивании межсекторных коммуникаций, в оказании помощи в реализации продукции, помощь в поиске клиентов и партнеров, содействие в сертификации товаров и социальных услуг, помощь в подборе квалифицированных кадров, помощь в выходе на рынок государственных закупок, содействие в организации эндаумент-фондов и многое другое.
С президентом Общенационального союза некоммерческих организаций Александром АЙГИСТОВЫМ, озвучившим новую сервисную модель господдержки НКО, согласился член Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Рамзил ИШСАРИН, отметивший в своем выступлении «не просто важную, а одну из определяющих ролей НКО в жизни страны».
Депутат подчеркнул, что на плечи сектора ложатся многие социальные вопросы. Активно работающие НКО сейчас являются одной из основ российского гражданского общества, и наша задача сделать все, чтобы помочь некоммерческим организациям проводить свою деятельность более эффективно, решать возникающие проблемы. В этом плане Съезд очень важен, это не только дискуссионная площадка, но и действенный механизм, позволяющий выработать конкретные шаги по решению актуальных, насущных вопросов НКО.
В своем докладе депутат отразил основные направления работы профильного комитета Государственной Думы ФС РФ – комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. В частности, было отмечено, что на данный момент законопроекты, касающиеся сферы НКО, обсуждаются и принимаются в первоочередном порядке. Так, с начала текущего года у НКО появилась возможность получения статуса исполнителя общественно-полезных услуг (ИОПУ) с занесением в соответствующий реестр. Этот статус позволяет НКО получать имущественную и финансовую поддержку на срок не менее 2-х лет. Также была упрощена процедура наделения НКО статусом исполнителя общественно полезных услуг – теперь такая возможность есть непосредственно в регионах.
Рамзил ИШСАРИН сообщил делегатам, что в настоящее время оптимизирован порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации и общественных наблюдательных комиссий. Государственная Дума ФС РФ приняла закон об упрощении деятельности общественных объединений, в части делегирования полномочий от общего собрания постоянно действующему коллегиальному руководящему органу общественной организации. В преддверии Года добровольца на рассмотрение его Комитета внесён правительственный законопроект, регулирующий деятельность волонтеров. Депутат также подчеркнул, что при обсуждении законопроектов следует акцентировать внимание на широкой экспертной поддержке со стороны заинтересованных НКО.
Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ доложил делегатам Съезда о наметившейся положительной финансовой тенденции, касающейся социально ориентированных НКО.
В прошлом году за счет общего увеличения господдержки и за счет возможности предоставления социальных услуг населению за счет бюджета на счета НКО поступило финансовых средств и иного имущества на сумму 832 миллиарда рублей, против 687 миллиардов рублей годом ранее. Эта цифра очень радует. Увеличение почти на 18% руководитель Союза НКО связал с мудрой политикой главы российского государства В.В. Путина, процитировав его недавнее выступление: «В региональные реестры поставщиков социальных услуг сегодня внесено несколько сотен НКО. Но, конечно, это только начало. Нам нужны тысячи таких организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере».
«Почему же пока так мало организаций в реестре?» – задал вопрос залу президент Союза НКО. «Прошел год, но к сожалению, механизмы включения социально ориентированных НКО в реестр поставщиков социальных услуг в регионах РФ оказались слишком забюрократизированы и непонятны».
По мнению Александра АЙГИСТОВА до сих пор продолжаются коммуникационные сложности при взаимодействии НКО с органами власти, налицо законодательные барьеры, монополизм коммерческих предприятий, аффилированных с местными властями, а также отказ в доступе к персональным данным получателей соцуслуг.
К сожалению, у сотрудников НКО, предоставляющих такие услуги, пока еще низкая квалификация. Сами услуги этих организаций в подавляющем большинстве случаев не соответствуют критериям государственного задания, а скорее это сервисы, пока никак не сертифицированные государственными инстанциями. У многих социальных НКО, как правило, отсутствует заявляемая материально-техническая база, нет необходимой инфраструктуры. Отсюда – и определенное недоверие населения к организациям третьего сектора.
Хоть мы об этом уже целый год говорили, государственные тарифы на оказание социальных услуг, предоставляемых НКО, в отдельных регионах необоснованно низкие, в отличие от услуг ГБУ, что никак не позволяет окупать арендованные площади, коммунальные услуги, оборудование и материалы, не говоря уже про заработанную плату. Хорошо, правда, что изменился в лучшую сторону ранее долгий по времени механизм денежных компенсаций стоимости оказываемых услуг.
Ну и, как мы знаем, в конкуренцию с НКО сразу же вступили государственные бюджетные учреждения, получившие от региональных властей команду срочно «перекраситься» в НКО, например, в автономную некоммерческую организацию, это продолжается и по сей день.
К сожалению, и сами СО НКО – поставщики социальных услуг, констатировал Александр АЙГИСТОВ, не особенно спешат войти в реестр поставщиков таких услуг, их пугает система возмещения затрат, в отличие от уже ставшей привычной системы их авансирования в рамках проектной деятельности. Тем более, что при проектной деятельности не используются такие показатели, как тарифы, качество оказываемой услуги и др.
Делегаты Съезда отметили еще одну причину, осложняющую НКО доступ к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджетов – это неприспособленная для некоммерческих организаций процедура государственных закупок. К примеру, если выигравшая НКО просит банковскую гарантию на обеспечение контракта – банк запрашивает паспортные данные учредителей организации, которые должны лично прогарантировать своим движимым и недвижимым имуществом возврат обеспечительных средств в случае невыполнения контракта. Однако, по седьмому Федеральному закону учредители не несут финансовой ответственности по делам организации.
Представители НКО предложили ввести в 44-ФЗ изменения, регламентирующие возможность отмены или сокращения для НКО обеспечительного взноса при участии в государственных и муниципальных закупках. Это позволит вовлечь большее количество НКО в процесс оказания социальных услуг населению и выполнения проектов в рамках госзаказа.
Также президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ в связи с обсуждаемой проблематикой вновь предложил руководству страны создать государственный или иной «Банк развития некоммерческого сектора», который выдаст банковские гарантии на участие НКО в конкурсах, тендерах, прогарантирует финансовое обеспечение таких контрактов, обеспечит НКО другими кредитами, в конце концов выведет на финансовый рынок новые услуги для НКО. При выдаче грантов и субсидий такой банк гарантировал бы с одной стороны собственную устойчивость (в 2016 году – общих поступлений в секторе 832 миллиарда рублей), а с другой – обеспечивал бы полную прозрачность и движение всех денежных средств в секторе.
Банк НКО, безусловно, решил бы и многие проблемы многочисленных некоммерческих организаций, которые в своих выступлениях на Съезде, призывая о любой помощи, рассказывали о том, как, чтобы выжить, осуществляют свою деятельность только за счет случайных приработков, пожертвований, мероприятий со сбором средств, за счет привлечения непрофильных внебюджетных источников, или за счет личных средств членов организации.
Несмотря на озвученные трудности, для их совместного преодоления и движения вперёд, делегаты Съезда единодушно согласились, что осознают свой долг перед будущим великой страны и хотят быть частью команды Президента РФ В.В. Путина, которая строит лучшее будущее для новых поколений и для всего мира в целом.
Делегаты Съезда уверены, что живут в эпоху перемен и изменений, что смогут многое изменить, многим помочь, а главное – смогут измениться сами.
В заключительном напутствии делегатам VIII Съезда некоммерческих организаций России председатель Организационного комитета Съезда Александр АЙГИСТОВ сказал, что его личная роль на посту президента Общенационального союза некоммерческих организаций отчасти состоит в том, чтобы люди, которые живут в России, почувствовали, что представители некоммерческого сектора вместе со всеми гражданами страны участвуют в большом общем деле организации лучшей жизни для всех людей в такой горячо любимой нами стране.
«Все мы все включены в этот процесс, но мы понимаем, да, есть еще то, что нас не только объединяет, но и разъединяет. Мы можем во многом не соглашаться друг с другом. У нас бывают серьезные разногласия по поводу некоторых вещей и с властью, и с бизнесом. Но всегда есть что-то, что нас объединяет. Это – наша могучая страна, ее величественная природа, ее ресурсы, вся наша история, многонациональное культурное наследие и духовно-нравственные идеалы – это и есть основа нашего единства.
Повторюсь, главное, что должно нас всех объединять – это видение лучшего будущего и более совершенного российского общества, которое очень внимательно, которое доверяет, всегда проявляет терпимость, сострадание и милосердие. Мне кажется, все мы для этого работаем в некоммерческом секторе.
Думаю, так должно быть. Это моя скромная надежда, и я хочу внести свой вклад в построение такого будущего», – констатировал на закрытии Съезда Александр АЙГИСТОВ.

Для справки:
Съезд некоммерческих организаций России – крупнейшее ежегодное независимое событие, в котором участвуют представители крупнейших некоммерческих организаций, органов государственной власти, социальных предпринимателей, российских и международных общественных институтов, общественности.
Проходивший в течение трех дней Съезд объединил 18 мероприятий различного формата, на которых выступило более 100 делегатов. В рамках Съезда также прошли: Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ», Церемония вручения Национальной общественной премии «Атлант», Форум «Инфо=ОБЩЕСТВО», «Депутатский час» – встречи в формате «один-на-один» членов Государственной Думы ФС РФ с руководителями НКО, семинары, мастер-классы и интерактивы по ключевым направлениям деятельности НКО.
IX Съезд некоммерческих организаций России предварительно запланирован в период с 11 по 13 декабря 2018 года в г. Москве.
В рамках Съезда состоялась Торжественная церемония вручения Национальной общественной премии «АТЛАНТ» за вклад в развитие некоммерческого сектора в России.
Премия присуждается за выдающийся и существенный вклад в развитие некоммерческого сектора в России и в мире за работы и достижения, результаты которых оказали значительное влияние на развитие гражданского общества, получившие широкое общественное признание среди некоммерческих организаций России.
Экспертами премии выступают более 400 представителей наиболее авторитетных некоммерческих организаций РФ - делегатов Съездов некоммерческих организаций России.
Статус лауреата Премии присужден:

В рамках Съезда с докладами выступили:
Александр Александрович Ткачев, генеральный директор Компании IQ300
Александр Анатольевич Айгистов, президент Общенационального союза некоммерческих организаций
Александр Михайлович Моор, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики
Александра Борисовна Александрова, председатель Комитета общественных связей города Москвы
Алексей Анатольевич Кравченко, руководитель Центра поддержки общественных инициатив
Алексей Сергеевич Кузьмин, вице-президент Союза конституционалистов, вице-президент Фонда Европейского наследия в исследовании когнитивных систем «Феникс»
Алексей Юрьевич Галюжин, заведующий сектором Департамента информационных технологий города Москвы
Алена Геннадьевна Мокрова, заместитель руководителя Исполкома ОНФ в Москве, член грантовых комиссий ОНФ
Анатолий Андреевич Ганин, исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций
Анатолий Дмитриевич Бравин, министр по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия)
Анна Константиновна Брусницына, тренер-эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»
Артем Евгеньевич Шадрин, директор Департамента инноваций и социального развития Министерства экономического развития РФ
Артем Павлович Метелев, член Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию
Валентин Александрович Владимирцев, директор Благотворительного фонда «Металлург», г. Магнитогорск, Челябинская область
Валерий Леонидович Лихачев, директор Русского дома в Копенгагене, Дания
Виталий Николаевич Бородин, руководитель Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией
Владимир Борисович Мишеловин, начальник Контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)
Владимир Георгиевич Бояринов, председатель Московской городской организации Союза писателей России
Владимир Иванович Журко, ректор Института международных социально-гуманитарных связей
Владимир Николаевич Якимец, советник президента Общенационального союза некоммерческих организаций
Герман Юрьевич Ветров, заместитель директора Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ
Евгений Геннадьевич Рахновский, заместитель исполнительного директора Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»
Евгений Сергеевич Маткин, ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований
Екатерина Львовна Филонова, руководитель Бюро политтехнологий и коучинга Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»
Зоя Ивановна Давыдова, налоговый консультант Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
Ильдар Зинурович Бикбаев, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам
Инна Александровна Берёзкина, директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Женский деловой Центр», председатель Комитета Московской ТПП по делам женщин – предпринимателей
Марина Михайловна Холодкова, директор по маркетингу Российского Агентства развития информационного общества "РАРИО"
Марина Юрьевна Белоусова, директор краудфандинговых проектов Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»
Наталья Васильевна Ильюшина, руководитель проектов Благотворительном обществе «Дети-узники концлагерей второй мировой войны»
Наталья Васильевна Костенко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и регламенту
Павел Анатольевич Келлер, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Рамзил Рафаилович Ишсарин, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
Роман Алексеевич Степанов, директор АНО «Региональная идея: культурный код»
Роман Анатольевич Раевский, генеральный директор компании «Полиматика»
Роман Львович Харланов, руководитель Московского областного представительства Общенационального союза некоммерческих организаций
Светлана Афанасьевна Гладкова, председатель Контрольно-ревизионной комиссии Общенационального союза некоммерческих организаций
Светлана Владимировна Красильникова, руководитель направления по сопровождению участия в государственных торгах Общенационального союза некоммерческих организаций
Светлана Константиновна Смирнова, председатель совета Ассамблеи народов России, заместитель генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии
Сергей Викторович Голубев, генеральный директор Агентства социальных инвестиций и инноваций
Сергей Юрьевич Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол России»
Тимур Акмурадов, советник руководителя Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»
Тимур Гаязович Кунаккузин, директор Благотворительного фонда «Мать и Дитя», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Эльвира Агифовна Нариманова, специалист по протоколу Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса»
Юлия Николаевна Голец, директор ТМ "Автоматика", г. Таганрог
Юлия Николаевна Саркисова, президент Благотворительного фонда «Радуга Жизни»

ОРГАНИЗАТОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ

ПАРТНЕР БЕЗОПАСНОСТИ

ДЕЛОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

ПАРТНЕР ПИТАНИЯ

ПАРТНЕРЫ