МЫ ПОМНИМ – МИР ПОМНИТ! We remember – the world remembers! UNSER GEDENKEN — WELTWEITES GEDENKEN!

 

Круглый стол. Январь 2016 г.

Гордиенко Алексей Николаевич, заместитель директора Росвоенцентра при Правительстве РФ
Хотелось бы подумать, какое место сегодня занимает Великая Отечественная война в нашем обществе. Победа всего советского народа, это закреплено законодательно. Главным событием в России стал парад на Красной площади, в котором приняли участие представители Вооруженных Сил России, а также военнослужащие 15 стран. 9 мая состоялась акция «Бессмертный полк», на которую вышло более 10 миллионов человек. Более 500 тысяч человек прошли по Тверской улице столицы. Во многих странах почтили память освободителям от фашизма, прошли шествия ветеранов и бывших узников фашизма и возложения цветов и венков к мемориалам советским воинам: в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, в Берлине, в Прибалтике. Нельзя не назвать последние официальные данные по результатам поисковой деятельности на 2015 год (доклад Министерства обороны РФ). Потери – 26,6 миллионов человек (из них безвозвратно – почти 12 миллионов военнослужащих), пропали без вести и попали в плен 4,5 миллиона человек, из плена не вернулись на Родину 1,8 миллиона человек, с оккупированных врагом территорий было угнано 5,3 миллиона человек, из них 2,5 миллиона человек погибло. В годы Великой Отечественной войны в рядах защитников состояло 34,5 миллиона граждан, к концу войны на фронте находилось 6,5 миллиона человек. Разные события за последние годы и в Союзе и в России никогда не заслоняли Победу в войне. Смысл результатов войны пытается понять каждое новое поколение, и всегда появляется ряд мифов и легенд. Интерес к войне закономерен и оправдан, и не только потому, что на полях сражений решались судьбы народа и на алтарь Победы были принесены жизни миллионов людей. Ее результат в общечеловеческом планетарном масштабе определил современное мироустройство. И еще интерес вызвало поразительное величие человеческого духа. О войне рассуждают многие, причем, возрастная группа не играет особой роли. В чем же причина этого феномена? Во-первых, Великая Отечественная война является самым значительным событием новейшей истории, любое принижение героизма бессмысленно, безнравственно, а с учетом правовой системы пересмотр итогов Второй мировой войны просто преступен. Война была безусловно законна со стороны СССР и его союзников. Сегодня как никогда важно подчеркнуть, что Советский Союз спас от германского фашизма все человечество. Во-вторых, Великая Отечественная война является крупнейшей смысловой идеогемой и победа в ней – предмет законной гордости нашего народа. Несмотря на все жертвы – это вершина духа, звездный час нации и в немалой степени государства. В-третьих, война – это не только общее воспоминание народов СССР, это и объединяющая точка опоры. В-четвертых, еще до ее окончания война стала ареной идеологического единоборства, победителем в котором пока не стал никто – одни из-за глупости, другие – из-за отсутствия информационных возможностей. Наконец, в-пятых, Великая Отечественная война до сих пор не заслонена остальными сопоставимыми по масштабу событиями. И никакие новые данные не отменят значения Победы. Но остается проблема умышленного искажения значимости СССР во Второй мировой войне, как и в прочих событиях ХХ века. Хорошо известно, что исследуя проблему, можно преследовать различные политические цели, в том числе в ущерб интересам России. В качестве примера можно привести ситуации, когда начало и окончание Второй мировой войны рассматривается с двойными стандартами. Суждения могут расходиться, например, при оценке роли личности Сталина, как Верховного Главнокомандующего. История изобилует различными примерами, в том числе и дезертирством, и ошибками. Были и огромные потери в различных сражениях, но когда говорят, что немцев просто «завалили трупами» – это низкая ложь. К сожалению, содержание многих современных произведений порой сводится к тому, что Советская Россия – тоталитарное государство, само готовило агрессию против Германии и Европы в целом, что Гитлер и Сталин – политические близнецы со сходной программой, что решающую роль в победе сыграли США и Великобритания, что советский солдат был склонен к насилию и мародерству и что советское военное искусство вторично по отношению к немецкому. Хочу напомнить авторам таких суждений, что фельдмаршал Гудериан получил блестящее образование в Советском Союзе. Также существует мнение, что приход Советской Армии в страны Восточной Европы стал новой трагедией, освобождения стран не было, просто сменились оккупанты. Вообще, полемика вокруг Великой Отечественной войны сегодня идет не столько в научных кругах, сколько в кругах политических и в СМИ. В документальных и художественных фильмах, в сетях далеко не всегда преподносится реальная картина. Россия – правопреемник СССР, страны-победительницы и к ней подаются претензии с целью ревизии истории Второй мировой войны и пересмотре ее геополитических итогов. Что касается внутригосударственного положения дел, то фальсификация Великой Отечественной войны противоречит доктрине безопасности Российской Федерации, а следовательно, не имеет ничего общего со свободой мысли. Печально, что грубая незаконная ложь за рубежом с легкостью тиражируется СМИ. Великая Отечественная война воспринимается в нашем обществе, как наиболее значимое событие, прежде всего потому, что память связана с историей каждой семьи. Наконец, это само понимание факта о том, что в 1941-45 гг. вопрос стоял так: «Жизнь или смерть». Война – это всегда грязь, кровь и смерть, но применительно к Великой Отечественной войне – это самопожертвование и массовый героизм. Прошло 70 лет и, как ни странно, мы находимся на пороге нового этапа осмысления значения войны. Хочется верить, что время интеллектуальной и нравственной растерянности останется позади и наступит пора, когда общество выйдет на более высокий уровень понимания значения Великой Отечественной войны и извлечения уроков. От этого зависит будущее нашего общества, целостность и суверенитет нашего государства.

Новиков Александр Анатольевич, президент фонда «МИР РАДИ ЖИЗНИ»
Почему мы решили сделать программу «Шагнувшие в бессмертие»? Мы занимаемся этой работой уже довольно давно – с 2008 года. Прошло время, были трудности, были проблемы, все сводилось к одному – нет денег и как их найти...
В 2011 году мы разработали военно-историческую акцию-поездку «Мы помним… Так начиналась война», посвященную 70-летию начала Великой Отечественной войны. Эта акция-поездка в формате «выездного урока истории» в Республику Беларусь. В ночь с 21 на 22 июня участники поездки участвуют в реконструкции событий в Брестской крепости, затем едут в Минск, Могилев, Гомель. И сразу откликнулся целый ряд регионов – Волгоградская область, Санкт-Петербург, с первых дней с нами был Наро-Фоминск. В первую поездку поехало 32 человека. Дети приехали из тура совершенно другими. Затем к нам подключилось Министерство образования Московской области и эта поездка стала ежегодной. В прошлом году мы отвезли уже 68 человек. Смысл и в том, что в этих группах обязательно присутствуют ветераны. Вот, к примеру, уважаемая Ксения Максимовна Ольхова, узница Освенцима, - она была участницей поездки в 2014 году.
Вопрос патриотического воспитания – это слабый и пока на сегодня провальный участок в стране. Самый главный «провал» – преподавание в школе. По другому построена система преподавания, система воспитания, об этом можно бесконечно говорить…
Приближается 75-летие начала войны и мы задумались… Есть регионы, где и на дальних, и на ближних подступах к Москве шли бои. Порой твердят: это всё известно, ведь все всё знают… Нет, много чего неизвестно! А молодежь вообще мало что знает! Вот в чем проблема и мы стесняемся об этом говорить. Мало часов дается на изучение истории Великой Отечественной войны! Поэтому мы разработали программу, просчитали ее, обратились во все области. По-моему, космонавт Леонов сказал, что у нас осталось две ценности – открытие космоса и Победа. Так вот, Победу хотят буквально затмить, явно или завуалировано это, к сожалению, видно в деятельности многих и у нас. Ни одна страна Европы и мира не вынесла столько, сколько вынесли народы Советского Союза. Можно привести немало примеров – сколько приняли эвакуированных людей и предприятий республики той же Средней Азии, сколько уроженцев Средней Азии приняли участие в битве под Москвой! Есть целый ряд воинов, совершивших подвиг, подобный подвигу Александра Матросова и не награжденных, в том числе и под Москвой, в частности, в Волоколамском районе. Мало кто знает о старшем лейтенанте, командире танковой роты Лавриненко, уничтожившем 52 танка, который захоронен в Волоколамском районе.
Конкретно о программе «Шагнувшие в бессмертие». Думается, стоит оптимизировать и средства, и возможности, и имеющиеся проекты. Фонд не собирается «покушаться» на планы и проекты регионов и муниципалитетов, но есть ряд совместных идей, которые можно реализовать в рамках программы, прежде всего в тех областях, где проходили бои за Москву. Разработан по месяцам план работы. Какие мероприятия в этой программе? Их несколько, прежде всего – акции-поездки, они есть у нас на сайте. Запланированы и автопробеги. Мы хотим, чтобы молодежь хотя бы центральной России, а также представители землячеств, откуда родом многие защитники Москвы, побывали в городах воинской славы и местах ожесточенных боев. Один пример из нашего прошлогоднего автопробега, когда, подъезжая к памятнику Зое Космодемьянской, я спросил ребят, сидящих в автобусе: «Кто такая Зоя Космодемьянская?» Практически все молчат! Это шок! Вот вам наглядный пример отсутствия системы патриотического воспитания, основанного на знании событий истории! Дети ничего не знают, хотя у них есть запрос, они хотят знать историю войны, у нас замечательные дети! К сожалению, сама ценность человеческой жизни ушла из восприятия.
Давайте подумаем вмесите над некоторыми моментами программы. Не может не беспокоить состояние захоронений. В апреле прошлого года мы были на одном из подмосковных рубежей в Акулово, приехали – там буквально помойка! Через две недели – 9 мая, а на месте, где воевали бойцы 32-й дивизия – банки, бутылки, мусор. Только после обращения навели порядок. Вот так у нас часто бывает. Хочу обратиться к тулякам: есть тема, за которую вам должно быть стыдно. Почетный гражданин города Тулы генерал армии Гетман, он и почетный гражданин Ясногорска. А вы знаете, в каком состоянии его могила на Новодевичьем кладбище? Кто ездил с нами, тот помнит, как мы наводили порядок.
Вот и давайте от общих слов, от саморекламы перейдем к конкретным вещам – как нам сделать значимое дело. У нас есть планы и по газете, и по журнальному спецвыпуску. Понимаю, что для многих наши предложения неожиданны, но надо это делать, государству сейчас надо помогать. Чувствую, что функции патриотической работы, насколько я понимаю, будут постепенно перенацеливать на социально-ориентированные НКО. Поэтому, если удастся реализовать программу «Шагнувшие в бессмертие» (в замысле и реализации которой я не сомневаюсь), можно будет продолжать работу и дальше и подойти к 75-летию Победы не только с общими словами и лозунгами, но и с конкретными делами и выполненными программами. И тогда мы увидим иное: молодежь с интересом будет на это смотреть и сама участвовать в историческом осмыслении прошлого.

Небараков Юрий Иванович, бывший несовершеннолетний узник фашистских лагерей
Меня приглашали в посольства Австрии и Израиля, эти страны готовы встречаться с нами, бывшими узниками фашистских лагерей, у них есть свои программы. Израиль возит детей по бывшим концлагерям. Надо и нам на деле серьезно заниматься патриотическим воспитанием наших детей, что, между прочим, делает фонд. Между тем, есть музей толерантности, есть музей сталинских репрессий, а музея фашистских репрессий нет. Может быть, поставить задачу – сделать это тому же фонду?

Вепринцева Юлия Владимировна, сенатор от Тульской области, член Комитета Совета Федерации по социальной политике
Если нет у страны истории, то нет у страны и будущего. Нашим детям мы должны рассказывать и предоставлять ту историю, которая есть, в неискаженном виде. И проблема в первую очередь стоит в преподавании уроков истории в школах. История Великой Отечественной войны дается в очень маленьком формате. Нам повезло, нас обучали и воспитывали патриотизму на уроках истории. У сегодняшних же школьников этого уже нет. И страшно – когда тех героев, которых знаем мы, современные дети уже не знают. Этим надо заниматься и заниматься очень серьезно. Мы обращались в федеральное министерство, заявляя о том, что учебник истории должен быть единым для всех школ и что надо делать все возможное, чтобы дети знали нашу историю, гордились ею.
Патриотическим воспитанием необходимо заниматься серьезно. Молодежь смотрит на историю через свою призму, надо и проекты делать современные. Дети хотят изучать нашу историю, стремятся к этому. Это стоит очень многого.
Предлагаемая программа «Шагнувшие в бессмертие» заслуживает внимания и поддержки.

Поликарпова Ольга Петровна, председатель общественной организации «Дети войны. Память»
Современная патриотическая работа явно не на высоком уровне. При СССР это было иначе. Хочу поблагодарить фонд «МИР РАДИ ЖИЗНИ» за проведенные мероприятия, в которых и мы участвовали. Много значит – дети приезжали совсем другими, они начали глубже изучать историю, это большая мотивация – участие в выездных уроках истории.

Галибин Геннадий Иванович, начальник отдела патриотической работы Российского союза ветеранов
Сейчас пошла уже четвертая программа, по сути дела, формат патриотического воспитания в стране создан. Проект программы великолепный, много мероприятий, но в нынешней программе ни одна ветеранская организация страны не указана, т.е. финансирования государственного нет. И нам теперь надо думать, как в этих условиях использовать этот крупный пласт патриотического ветеранского движения.

Ларионов Сергей Викторович, объединение военно-исторических реконструкторов «Патриот»
Все-таки, мы многое не знаем в своей истории. В прошлом году нас пригласил бургомистр Торгау для участия в торжествах, посвященных встрече на Эльбе. В Торгау дивизия Русакова встретилась с американцами (командир дивизии  родом из Смоленска). Так и не удалось, даже через смолян, узнать, где похоронен генерал Русаков, умерший в 1951 году. Так и не нашли! А ведь личность легендарная! И по поводу патриотического воспитания – ветераны уходят, но мы, реконструкторы, как правило, люди военные и знаем историю. Мы должны взять эстафету работы со школьниками. Об этом и указ президента, кстати. Так вот, я подхожу к директору нашей деревенской школы, (а надо сказать, что линия обороны была буквально в километре, все до сих пор изрыто блиндажами и окопами, раны войны здесь) и прошу о возможности работы с детьми по захоронениям и получаю категорический отказ: это в программу не входит. Я считаю, что директор, который не организует воспитательно-патриотическую деятельность, не может быть директором! Очень жаль, что во время принятия документов и указов не используется опыт специалистов. А с фондом мы взаимодействуем и будем участвовать в этой программе.

Лоцманова Елена, помощник депутата Мособлдумы
Каждый из нас не должен быть винтиком в системе, а должен влиять на то, что происходит в стране. Если мы откроем Конституцию, то мы прочитаем, что в РФ признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Я считаю, что у страны должна быть своя идеология. И корни отсутствия патриотического воспитания как раз здесь – в отсутствии государственной идеологии.

Бедоева Тамара Васильевна, осетинское землячество
Воинские захоронения – это боль наших сердец и члены нашей осетинской общины каждый год обходят могилы наших земляков – участников Великой Отечественной войны, приводят их в порядок, возлагают цветы и венки. А в этом году мы решили обследовать памятники на девяти московских кладбищах и где нужен ремонт, отремонтировать их. Если раньше у нас был 51 участник войны, то сейчас уже осталось двое. Когда мы с молодыми нашими активистами проходим и видим заброшенные могилы участников войны, просто сердце кровью обливается. Здесь, я думаю, собрались люди, которые могут что-то решать и что-то делать, у меня просьба: когда приедете на места, возьмите шефство над заброшенными захоронениями. Ведь будущего не будет, если мы перечеркнем прошлое. Могилы и памятники участникам войны – это наша жизнь и мы не имеем права забывать об этом. Меня часто приглашают в школы, и я вижу, что ребята уже старших классов не знают Жукова! Я прихожу в библиотеки и говорю, давайте проведем конференцию по книгам про этого легендарного человека, пусть они имеют хотя бы какое-то представление. Одно дело слуховое восприятие и совсем другое дело – зрительное. Когда мы, участвуя в поездке «Мы помним… Так начиналась война», приехали в Красный Берег, взрослые не могли сдержать слез, а уж что говорить о детях! Происходит настоящее преображение наших деток! Мы говорим, что все упирается в деньги – медицина, образование, но сердца-то наши не должны в деньги упираться!

Постоялко Александр Викторович, начальник Управления общественных проектов Брянской области
Я из семьи древнего казачьего рода, где было семеро детей. Два деда воевали в Великой Отечественной войне и получается так, что кого не возьми в моем роду, все воевали – Афганистан, Чечня, Абхазия и прочее. Мне довелось возглавить Управление общественных проектов на территории Брянщины. Основная проблема – патриотическое воспитание нашей молодежи. Очень мало отводится на изучение Великой Отечественной войны в школе, мероприятия нам «сбрасывают» из Москвы, но все это в основном только слова. Более углубившись в регионы, муниципалитеты, понимаешь, что необходимо не только меряться между собой историческими знаниями, но и искать выходы из сложившейся ситуации. Проехав все 33 района Брянщины, посетив все вузы и музеи, я увидел, что есть проблема незнания молодежи многих событий начала войны. Работники музеев два часа буквально распинаются перед ними, а молодежь не то что не усваивает рассказанное, а элементарно не может ответить на вопросы. «Бессмертный полк» – это еще и показ иностранцам, что память наша жива. Но многие даже не знают, что сделал человек, чей портрет они несут. Поименный список героев – учеников и учителей – в школах даже не упоминается! Мое личное мнение – надо больше передавать инициативу молодежи и ввести методическую подготовку в 9-10 классах, чтобы они на уроках истории сами рассказывали о том, что было, обсуждали всем коллективом. И еще мне кажется, что нельзя отдавать предпочтение отдельным битвам и боям – везде была война и везде было тяжело. И еще раз хочу поднять вопрос о подготовке педагогов и учителей, ведь именно они преподают сегодня историю, а иногда дают такие вещи, что волосы встают дыбом! И хорошо, что есть еще авторитетные люди – ветераны, Герои Советского Союза и Герои России, которые могут больше рассказать молодежи и своим личным участием решить эту проблему.

Денисенко Владимир Михайлович, департамент образования Москвы
Я вынужден не согласиться с пессимистичными оценками. Только цифры и факты: да, количество школьных музеев несколько изменилось, но это связано с реорганизацией московских школ – из более 1500 осталось чуть более 600 вместе с профессиональными лицеями и колледжами. Они не разрушены, а объединились в образовательные комплексы. И теперь, если раньше было: одна школа – один музей, то теперь бывает: одна школа – восемь музеев, из них 2-3 военно-исторических. Музеи не потерялись, только посвященных «Нормандии-Неман» целых четыре! 134 школы носят звания Героев Советского Союза. Есть Кубок Героев, трем лучшим школам выделены гранты. В прошлом году заключено официальное соглашение с Московским городским Советом ветеранов о патриотическом, духовно-нравственном и гражданском воспитании, там целый комплекс мероприятий. Да, по статистике в конкурсах и мероприятиях участвуют только 12-13% всех школьников Москвы, но эти ребята показывают огромные знания!

Тестов Сергей Алексеевич, председатель Наро-Фоминской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
Мы говорим, что есть программа на очередные пять лет – это хорошо. В программе есть цели, поставленные задачи, даже определено финансирование, в этом пятилетии оно увеличено в два раза. Но на деле патриотическое воспитание взвалено на плечи советов ветеранов войны районов, которые непосредственно занимаются этим воспитанием. Мы являемся инициаторами ежегодного смотра-конкурса школьных музеев, находим незначительные средства, чтобы поощрить эти музеи и уголки боевой славы. Но и управления образования поставлены в определенные рамки. Дали задание учиться в одну смену, а значит надо искать помещение. Как искать? Ликвидировать музей – будет класс. На сегодняшний день из 52 школьных музеев осталось 36. Тем не менее, участники войны, а их сегодня в районе осталось 249, находят возможность участвовать в этой работе. Нас с интересом и очень по-доброму встречают самые маленькие – в детских садах. Мы ушли от стандартного проведения урока мужества. Сейчас это – «ветеранский десант». В прошлом году он прошел в 11 учебных заведениях. И мы обращаем внимание на подготовку тех, кто идет в школы – нельзя, чтобы в неокрепшие детские души попало нехорошее зернышко, поэтому мы подбираем группу лекторов, которые идут на уроки мужества, делаем методические разработки, проводим инструктаж, даем материал. Я думаю, что этими методами мы и дальше будем работать в патриотическом воспитании молодежи.

Попов Владимир Валентинович, член правления фонда
Как-то выступая перед школьниками в Жулебино, я задумался: что заинтересует семиклассников? Начал с темы, которая себя оправдала – дети-герои. Проконсультировался у учительницы литературы, пойдет ли эта тема? Она спрашивает: «Это про Зою Космодемьянскую?», я отвечаю: «Нет, помладше». Она даже покраснела. Дети слушали, не шелохнувшись, потом одна девочка спрашивает: «А у фашистов были дети-герои?». Я отвечаю: «Конечно, с их точки зрения, были». Вот об этом и надо говорить на уроках – чей героизм был полезен человечеству, а чей шел во вред. Дискуссия сегодня очень интересная. Я слушаю про методическую подготовку школьников и не согласен с этим. Эта подготовка у них и так очевидна. Надо проводить методическую подготовку именно учителей, причем в обязательном порядке. А для этого их надо освободить от бумаг. Стандарты конечно нужны, но надо и знать о детях-героях! Надо проводить семинары с учителями. По поводу идеологии скажу: патриотика сама стала идеологией, другого нет. Но она должна строиться на трех «китах» - миссия, кодекс и ценности. У нас они или не просматриваются, или отсутствуют вообще. Ценность заметна в основном только в «Бессмертном полке»…

Лутовинов Владимир Ильич, эксперт председателя ЦК ДОСААФ РФ
Я чуть задержался - присутствовал на совещании в Министерстве образования, где обсуждались вопросы патриотического воспитания. Рассчитывал, что будут затронуты проблемы, которых немало в этой области. Но говорилось только о военно-патриотических играх и подобных мероприятиях. Конечно, это важный элемент. Но ничего не говорилось о системе, ее нет и не ожидается. Нынешняя программа, в разработке которой и я принимал участие, как и ранее, по моему мнению, хуже всех. Она была сделана, потом переделана, ее буквально перевернули и убрали много позитивного. Нет правовых основ, а значит, не будет закона о патриотическом воспитании, что самое главное. Так как нет правовой базы, то на местах в министерствах и ведомствах этой работой просто не занимаются. Хотя есть и позитивные вести – в 17 субъектах приняты законы о патриотическом воспитании и эта работа нарастает. Что касается Москвы, то это один из самых слабых регионов в плане патриотического воспитания. Если смотреть на ребят из какой-нибудь губернии и на наших, московских, то это небо и земля. Но программа принята, ее можно много критиковать, там много проблем. В регионах принимаются подпрограммы, под них подводится финансирование, даже в дотационных регионах. И надо включать туда все самое лучшее, контактировать с исполнителями, которые занимаются реальным делом, в их числе – фонд «МИР РАДИ ЖИЗНИ», который связан со святым делом - военно-историческим воспитанием. Помнить о войне, знать войну мы просто обязаны, тем более, что Россия находится во многом в состоянии войны. И один исторический факт к приближающейся дате 75-летия начала войны и 75-летия битвы под Москвой. Под Рузой недавно обнаружена страшная находка: около 500 местных жителей – стариков, женщин и детей – были уничтожены гитлеровцами. Сейчас это преступление уже изучается, известно, какая дивизия СС этим занималась. И сколько еще такого малоизвестного! А ведь это надо знать, поэтому мы будем работать с фондом по реализации программы «Шагнувшие в бессмертие».

Шульженко Александр Иванович, директор дворцы культуры «Приокский», город Рязань
Мы проводили несколько фестивалей военной песни и очень здорово, когда на сцене вместе поют ветераны и молодежь. У нас на ТВ очень много разнообразных музыкальных конкурсов, фестивалей, но почему ни на одном канале нет фестиваля патриотической песни? Почему бы совместно с фондом не заняться этим?

Ольхова  Ксения Максимовна, узница Освенцима
Я благодарна фонду за поездку в Белоруссию, особенно запал в душу мемориал «Красный Берег», где прямо в поле стоят парты. Именно там фашисты осуществляли забор крови у детей. Я прошла Освенцим, у меня тоже брали кровь… Эта поездка для меня, человека уже пожившего, была очень важной и тем, что мы побывали в разных местах и с нами было немало молодежи. Они нас, стариков, очень опекали и помогали. Я постараюсь поучаствовать и в других поездках фонда. Мы, малолетние узники, не воевали, но прошли страшные застенки – и тюрьмы, и концлагеря. Я часто бываю в школах и хочу сказать: я не могу сама напроситься, мол, я приду к вам. Приглашайте нас, пожалуйста. Мне 86 лет, я могу забыть, что было вчера-позавчера, но прекрасно помню, что было во время войны, такой след оставила эта трагедия. Нам просто необходимо многое рассказать детям, потому что мы – последние свидетели войны, которые видели воочию, ощутили на себе все зверства фашизма. Программу «Шагнувшие в бессмертие» я читала и полностью одобряю. Если будет возможность, обязательно буду в ней участвовать.

Шохина Светлана Анатольевна, художественный руководитель Дома культуры «Мечта»
Нам повезло с главой города – Евгений Нариманович Голубев поддерживает все наши инициативы и начинания. Во время войны наше поселение оказалось на острие линии фронта, но фронт немцы так и не прорвали. Многие наши мероприятия названы «Здесь враг не прошел»: экскурсии для школьников с возложением венков к памятникам боевой славы, уроки мужества, которые организует библиотека Селятино, немало у нас и автобусных экскурсий, например, с посещением музея Жукова. Мы подготовили и выпустили книгу о фронтовиках с тремя списками – не вернувшихся с войны, умерших в госпитале, располагавшемся в Селятино и третий список – ветераны, проживавшие и ныне живущие на территории поселения. Все они достойны звания победителей.

Русакова  Елена Васильевна, учитель школы №4 Наро-Фоминска
Все-таки положительные моменты есть. В стандарт подготовки учителя истории заложен большой патриотический заряд, меняются в лучшую сторону учебники истории. Но согласна с тем, что бюрократическая система нас основательно «заела». Учителя – это те люди, которые открыты к контактам. Если говорить о патриотическом воспитании, то ответственность должна возлагаться не только на государственные структуры, инициатива должна идти снизу, нам надо понять, что мы должны начать с себя. Должна быть связь государственных структур и общественных организаций. И в этом плане я поддерживаю программу «Шагнувшие в бессмертие» и все мероприятия фонда «МИР РАДИ ЖИЗНИ». Мы с радостью примем участие еще раз в этих мероприятиях.

Чекед Алексей Александрович, представитель администрации города воинской славы Вязьма
Мы приехали для того, чтобы четко понять - как мы можем участвовать в этой программе: и в поездках, и в автопробегах, и в других мероприятиях. Речь должна идти о том, сколько наших представителей, в т.ч. и молодежи, будет участвовать, и на каких условиях. Вот что мы хотим получить в результате. А так - мы поддерживаем программу и надеемся, что город воинской славы Вязьма станет одним из важных слагаемых в мероприятиях 2016 года. Это будет полезно и для фонда, и для нас.