МЫ ПОМНИМ – МИР ПОМНИТ! We remember – the world remembers! UNSER GEDENKEN — WELTWEITES GEDENKEN!

 

"ЗА РОДИНУ!" ИЮНЬ 2016

ГЕРОИ НЕБА

Когда заходит речь о таранах, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны, обычно вспоминается ­Николай Гастелло, бросивший свой самолет на немецкую колонну 26 июня 1941 года под Минском.
Но «подвиг Гастелло» – это таран наземной цели, огненный. А были еще воздушные.
…Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий – германская авиация бомбила спящие аэродромы. Но часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой – в первые минуты войны. И тогда же начались тараны, причем не все они оказались смертельными.
Автором первого воздушного тарана в Великой Отечественной войне стал 22 июня в 4.15 утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда.
22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» над Украиной. Звания Героя Советского Союза был удостоен посмертно. Среди первых был и командир звена 62-го истребительного авиаполка 27-летний старший лейтенант Петр Чиркин, направивший свой горящий самолет на вражеские танки.
22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид ­Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку, совершил таран «Юнкерса-88» в Западной Украине. При таране погиб.
22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев (123-й истребительный авиаполк) совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил – выбросился с парашютом. А брату написал: «Я уже чокнулся в небе с одним гитлеровским молодчиком. Вогнал его, подлеца, в землю». Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом.
22 июня тараны также совершили: Гудимов С.М., Данилов А.С., Ерошин Н.П., Игнатьев Н.П., Ковтун И.И., Кузьмин П.А., Лобода В.С., Мокляк А.И., Морозов В., неизвестный, Панфилов Е.М., Пачин А.И., Рокиров Д.В., Сиволобов В.И.; экипажи: Малиенко Т.С., Катин С.И., Петров Н.Д.; Протасов А.С., Ярудин А.К., Бесарабов.
А дальше тараны пошли один за другим.
27 июня направил свой подбитый бомбардировщик на мотоколонну захватчиков командир 21-го бомбардировочного авиазвена лейтенант Тарасов Д.С.
29 июня уничтожил «огненным тараном» колонну танков замкомэска 128-го бомбардировочного авиаполка старший лейтенант ­Пресайзен И.З.
Молодые ребята вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации – таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Оказалось, что при таране можно спасти даже самолет – после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны).
В первый день войны мы потеряли 1200 самолетов, в том числе 800 на земле. А всего за войну утрачено, по некоторым данным, 47844 самолета и 34500 летчиков.

Первые герои-летчики Великой Отечественной
8 июля 1941 г. был подписан первый в годы войны Указ Президиума ВС СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам Жукову М.П., ­Здоровцеву С.И. и Харитонову П.Т., прикрывавшим Ленинград от налетов вражеской авиации и сбившим по нескольку самолетов противника. Здоровцев 28 июня вел затяжной бой с бомбардировщиками противника, пока не расстрелял все патроны. Пошел на таран – и вражеский самолет вместе с экипажем врезался в землю, а Здоровцев остался невредим. ­В тот же день Харитонов, израсходовав боеприпасы, тоже не вышел из боя, атаковал вражеский бомбардировщик безоружным – но хитро, не таранил, а изящно проскользнул вдоль немца и винтом отрубил ему воздушные рули. Уничтожив противника, Харитонов благополучно посадил свой самолет на аэродроме. 29 июня Жуков также под конец затяжного боя – уже без боеприпасов – совершил виртуозный прием военного пилотажа: прижимал своей машиной самолет люфтваффе книзу, пока фриц, не в состоянии вырулить, не рухнул прямиком в Псковское озеро.
Уже позже А. Твардовский напишет об их героизме:
И сколько еще себя в схватках лихих
Покажут советские люди!
Мы многих прославим, но этих троих
Уже никогда не забудем.
Запомним же русские их имена,
Что дороги будут для внуков:
Здоровцев Степан, командир звена,
Пилот Харитонов и Жуков.

ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ

Дмитрий Кокорев не получил звание Героя Советского Союза, но был настоящим героем, совершившим (по некоторым данным) первый таран войны.
Родился в 1918 г. в деревне Юрьево ныне Пителинского района Рязанской области. Окончил аэроклуб и военную авиашколу.
22 июня 1941 года в 4.15 командир звена 124-го истребительного авиационного полка (9-я смешанная авиационная дивизия, Западный особый военный округ) младший лейтенант Д. В. Кокорев в своем первом воздушном бою таранил вражеский самолет-разведчик Do-215 в районе города Замбров (Западная Украина). За этот бой награжден орденом Красного Знамени.
7 июля в составе полка перелетел под Москву.
Затем воевал под Ленинградом.
12 октября 1941 года вылетел на сопровождение бомбардировщиков, которым была поставлена задача разбомбить аэродром Сиверская. Удар был неожиданным, и взлететь успел только один Me-109.
Когда наши бомбардировщики уже повернули назад, Кокорев заметил, что замыкающий Пе-2 атакует Ме-109, и бросился ему наперерез. Он открыл огонь и сбил врага, но сам попал под огонь зениток и погиб.
Успел совершить более 100 боевых вылетов.
Сбил 3 самолета противника лично и один в группе с товарищами (по другим источникам, имел 5 побед).
А еще успел жениться, но не успел пожить…

Наступил рассвет 22 июня 1941 года. На пограничном аэродроме Высоко-Мазовецк не спали только летчики дежурного звена и часовые. Солнце еще не взошло, скоро должны были запеть птицы. И вдруг раздался грохот взрывов, истошный вой сирен. Это случилось за 2,5 часа до заявления фашистской Германии о начале войны.
Командир истребительного авиаполка майор Полунин объявил тревогу. Дежурное звено поднялось в небо и сразу вступило в бой. Остальные летчики заняли места в кабинах, запустили моторы и прогревали их в ожидании приказа.
В числе первых пошел на взлет МиГ-3 Дмитрия Кокорева. Молодой командир звена, невысокий, крепко сколоченный, выделялся в полку как способный летчик. Полунин поручил ему разведать обстановку в районе государственной границы, ставшей теперь линией боя.
В 4.05, когда младший лейтенант Кокорев уже возвращался, фашисты нанесли по аэродрому первый бомбовый удар. Поднялись в небо наши МиГи, и разгорелся жестокий бой с превосходящим врагом. Против аэродрома Высоко-Мазовецк было направлено 120 немецких бомбардировщиков и 60 истребителей. Летчики полка дрались отважно. Было сбито 2 и подбито до 10 фашистских самолетов.
Но то, что увидел Кокорев на аэродроме сразу после вражеской бомбардировки, потрясло его. Постройки и бензосклад были объяты пламенем.
Вдруг он заметил «дорнье-215», уходящий от аэродрома. Видимо, это был разведчик. Ярость вскипела в сердце Дмитрия, и его МиГ бросился в атаку. В горячке открыл огонь рано. Промазал! Зато фашист полоснул метко, прошив его самолет. Do-215 на максимальной скорости уходил к границе. Кокорев вновь атаковал его.
Не обращая внимания на бешеную стрельбу фашистского стрелка, Дмитрий точно наложил перекрестье прицела на кабину вражеского летчика. Но пулеметы молчали...
И тогда он рывком кинул МиГ прямо на фашистский самолет. Его остроносая машина, сблизившись с толстым фюзеляжем «дорнье», рубанула его винтом.
Этот таранный удар по вражескому самолету произошел в 4.15 на глазах пехотинцев и пограничников, оборонявших город Замбрув. Он бьет самолет врага своей машиной, самим собой. Фюзеляж фашистского самолета сломался пополам, и «дорнье» рухнул вниз. МиГ-3 сорвался в беспорядочное падение.
Дмитрий вырвал машину из страшного вращения и сумел посадить самолет…
Товарищи подобрали героя и привезли на аэродром.
Командир полка, позднее первым в мире выполнивший высший пилотаж на реактивном самолете, не любил многословного выражения чувств:
– Молодец! – просто сказал, обнимая Дмитрия.
…На западе грохот артиллерийской канонады усиливался.
Война только начиналась...

Вперед Назад